Международная олимпиада по химии в Узбекистане имени аль-Бируни является престижным мероприятием, которое привлекает участников со всего мира. Получение медалей на таком уровне соревнования является поистине большим достижением. Она названа в честь аль-Бируни — средневекового ученого-энциклопедиста и мыслителя, который владел почти всеми науками своего времени и работал на территории современного Узбекистана. Состязание уже признано авторитетным — в этом году участниками стали школьники с разных континентов. По заданиям оно сопоставимо с Международной Менделеевской олимпиадой.
В первой Международной олимпиаде по химии имени аль-Бируни участвовали команды из 15 стран — России, Омана, Алжира, Азербайджана, Казахстана, Таджикистана, Индии, Грузии, Бразилии, Кыргызстана, Вьетнама, Узбекистана, Туркменистана, Республики Беларусь, Турции. Состав команды Москвы был определен по результатам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2022/2023 учебного года. Московские школьники завоевали четыре награды. Расул Эфендиев из школы Центра педагогического мастерства (ЦМП) получил золото, Кирилл Михолап из школы имени Маршала В.И. Чуйкова и Глеб Микрюков из школы ЦМП — серебро, бронза у Сергея Талалаева из физико-математической школы № 2007.
Олимпиада включала два тура. Во время первого участники выполняли письменную работу, состоящую из пяти заданий. В ходе второго, практического тура школьники продемонстрировали свои знания в лаборатории. Задания охватывали разделы от органической и неорганической химии до физической и аналитической. Обладатель золотой медали Расул Эфендиев рассказал об увлечении химией и поделился своими впечатлениями от олимпиады. «Химией я занимаюсь с восьмого класса. Мне она очень понравилась, потому что так я смог связать любимые науки: математику, биологию, физику. Считаю, что олимпиады — это хороший старт в науку, ведь они развивают логику и внимательность, скорость мышления. Задания прошедшей олимпиады оказались довольно нестандартными и требовали серьезной подготовки от участников. Так, в практическом туре нашей задачей был анализ воды из Аральского моря на жесткость. Высыхание Аральского моря — одна из трагических техногенных катастроф ХХ–ХХI веков. На выполнение задания было отведено 3,5 часа, и приходилось все делать очень быстро», — рассказал Расул Эфендиев.
Гордимся достижениями наших ребят и мы желаем им еще больших успехов в будущем!