Российская модель образования для учащихся с специфическими образовательными нуждами соединяет выдающиеся достижения советской коррекционной педагогики и современные тенденции, в числе которых стоит выделить продвижение инклюзивного образования. Сергей Кравцов, Министр просвещения РФ, поднял этот вопрос на собрании Минпросвещения России, освещая темы внедрения концепции подготовки педагогических кадров и продвижения инклюзивного образования.
Министр подчеркнул необходимость предоставления качественного образования для детей с ограничениями по здоровью. «Наша цель – обеспечить равные условия и возможности для обучения и развития каждого ребенка, несмотря на их здоровье», – акцентировал Сергей Кравцов.
Сергей Кравцов также настаивал на сохранении сети специализированных (коррекционных) школ. «Любые решения касательно закрытия коррекционных школ должны быть согласованы с Минпросвещения России», – утверждал он.
Министр отметил, что ведущие научные учреждения и университеты, подчиненные Министерству, служат основой для создания федеральных ресурсных центров для комплексной поддержки учащихся с инвалидностью. Александр Бугаев, первый заместитель Министра просвещения РФ, добавил, что более 1,5 миллионов детей с инвалидностью обучаются и развиваются в образовательных учреждениях.
Александр Бугаев также отметил, что инклюзивное образование фокусируется не только на академическом обучении, но и на воспитании, трудовом обучении, и участии в детских организациях.
Он уточнил, что без компетентных учителей, способных работать с детьми с особыми потребностями, инклюзивное образование в России невозможно. «Мы продолжаем расширять квоты на педагогическое и коррекционное образование и предоставляем курсы повышения квалификации», – уведомил Александр Бугаев.
Он также заявил, что Министерство просвещения активно исследует перспективы развития инклюзивного образования совместно с экспертами и проводит регулярные исследования его реализации в различных регионах.
Одним из ключевых аспектов обсуждения был ежегодный конкурс «Лучшая инклюзивная школа России», который выявляет и распространяет успешные практики инклюзивного образования и воспитания в образовательных учреждениях разного уровня.