Министерство науки и высшего образования России разработало пилотный проект по изменению системы уровней профессионального образования в течение 2023-2026 учебных годов. Президент России Владимир Путин подписал указ об апробации новой системы в шести российских вузах.
Предложенный пилотный проект включает в себя три уровня высшего образования:
-
Единое базовое образование, предполагающее обучение в течение 4-6 лет.
-
Специализированное высшее образование, которое включает магистратуру, ординатуру и ассистентуру-стажировку.
-
Аспирантура, направленная на подготовку научных и научно-педагогических кадров.
Шесть российских вузов, включая БФУ им. Канта, МАИ, МИСиС, МПГУ, Санкт-Петербургский горный университет и Томский государственный университет, будут участвовать в апробации новой системы.
По новым уровням образования могут поступать граждане с высшим образованием, подтвержденным квалификациями "бакалавр", "специалист" или "дипломированный специалист", а также лица, имеющие базовое высшее образование.
Для поступления в аспирантуру потребуется иметь высшее образование с квалификацией "специалист", "дипломированный специалист" или "магистр", а также специализированное высшее образование.
В процессе пилотного проекта вузы сами перераспределат установленные бюджетные места на указанные уровни образования в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки. Каждый участвующий вуз разработает собственные образовательные программы с указанием сроков обучения, присваиваемых квалификаций и отраслей науки, в которых присуждаются ученые степени.
Со старта пилотного проекта в 2023 году студенты, обучающиеся по новым уровням образования, получат все соответствующие права, социальные гарантии, обязанности и ответственность, предусмотренные для студентов текущих программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры.
Дополнительно, участвующие вузы будут предоставлять доклад о ходе проекта в Министерство науки и высшего образования России каждые полгода до 10 июня и до 10 января с 2023 года. Это позволит наблюдать и оценивать эффективность внедрения новой системы уровней образования.