Владислав Даванков, вице-спикер Госдумы от партии «Новые люди», высказал мнение о необходимости разработки закона, который бы отменил домашние задания для школьников. Он выразил намерение обсудить этот вопрос на предстоящей встрече с московским департаментом образования и науки. По словам Даванкова, такой подход основан на мировом опыте и должен принести пользу как детям, так и учителям. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по высшему образованию и науке, Олег Смолин, прокомментировал инициативу депутата.
– Идея об отмене домашних заданий в школе высказывалась уже не раз. Я думаю, она слишком красивая, чтобы быть реальной.
Приучение детей к самостоятельной работе является важным аспектом. Согласно классической теории Гегеля, личность состоит из разума, чувств и воли. Воля, в свою очередь, формируется через труд или занятия спортом. Воля - это способность заставить себя делать то, что не хочется делать.
Отмена домашних заданий, безусловно, приведет к ослаблению волевых качеств. Однако причина не ограничивается только этим. Согласно социологическим опросам, современные дети мало читают. За летние месяцы примерно четверть детей читает лишь семь-восемь книг, 22% - три-четыре книги, 29% - одну-две книги, а остальные совсем не читают. Таким образом, дети привыкли выполнять задания только тогда, когда их к этому принуждают. Это неправильно. Кроме того, некоторые предметы требуют закрепления знаний. Поэтому отменять домашнее задание было бы преждевременным.
Необходимо сократить нагрузку на школьников, что в итоге повысит качество образования. В советское время наша страна была одной из самых образованных в мире, при этом количество уроков в школе не превышало шести. В настоящее время семь-восемь уроков стало нормой для старших классов. Некоторые уроки просто перестают быть продуктивными. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами, выполнение домашних заданий не должно занимать более 1,5-3,5 часов, но если дети буквально выполняют все задания, то время, потраченное на домашнюю работу, будет гораздо больше. Объем нагрузки является одной из важных причин падения качества образования.
Олег Смолин, первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию считает, что современная российская школа нарушает принцип зоны ближайшего развития, который был сформулирован Львом Семёновичем Выготским. Простыми словами, если нагрузка слишком мала, дети развиваются медленно, а если слишком большая, они не успевают усвоить даже то, что способны усвоить при разумном распределении учебного материала. Сейчас дети перегружены, и, в конечном итоге, их знания существенно уступают предыдущему поколению. С возрастом дети все меньше читают. В 9-м классе уже 35% детей не читают вовсе. Человек, привыкший только смотреть картинки, и человек, активно читающий книги, представляют разные психологические типы личности. Более того, чтение играет важную роль в формировании эмоциональной сферы. Так было уже последние 200 лет. Поэтому, по его моему мнению, полное отмена домашних заданий была бы неправильной, однако умеренное сокращение нагрузки, с целью достижения более глубоких знаний, является необходимым.
Совершенно верные расуждения, которые, будем надеяться, приведут к должному результату. Дети не будут приходить домой в 16.00, бегом бежать на секции, а потом до ночи делать уроки. А будут приходить в обед, отдыхать, спокойно идти на секции и делать уроки в умеренном объёме.