Высшая школа экономики, реализуя проект "Делаем науку в России", провела обширное исследование, в рамках которого более 600 ректоров и руководителей научных институтов дали свои оценки уровню цифровой трансформации в сфере исследований, а также высказали свои мнения о том, на что следует обращать особое внимание в этом процессе. Очевидно, что в силу стремительной цифровизации практически всех областей деятельности, включая науку, активно разрабатываются и внедряются государственные информационные системы, а также развиваются цифровые сервисы в вузах и научных организациях. Исследовательские процессы также становятся более цифровыми.
Согласно большинству руководителей вузов и научных институтов, цифровизация науки оценивается положительно. Исследователи демонстрируют хорошие навыки владения современными цифровыми технологиями, такими как прикладное программирование, компьютерное моделирование и обработка больших данных. Это важно, поскольку ученые продолжают совершенствовать свои уже существующие навыки.
Среди различных научных сервисов опрошенные руководители особенно отметили эффективность работы цифровых библиотек, а также стабильное функционирование сервисов патентного анализа.
Однако существуют области, которым необходимо уделить повышенное внимание. В свете ограниченного доступа к зарубежным базам научно-технической информации возможно снижение количества актуальных публикаций в цифровых библиотеках. Это делает важным активное развитие внутренних корпоративных баз знаний, порталов и информационных систем. В рамках государственных мер поддержки особо высокие оценки получила идея предоставления доступа к научной информации через единого оператора - Российский центр научной информации, что было организовано начиная с 2020 года.
По мнению респондентов, в будущем востребованность может возрасти у портала "Научно-техническая инфраструктура РФ", на котором содержится информация о центрах коллективного пользования научным оборудованием и уникальными исследовательскими установками.
На результаты данного исследования с комментариями отреагировал Валерий Фальков, министр науки и высшего образования. Он подчеркнул, что процессы цифровизации в сфере науки и высшего образования имеют высший приоритет. При этом с помощью множества экспертов пересматривается Стратегическое направление цифровой трансформации данной сферы, улучшаются государственные информационные системы, и разрабатываются новые образовательные программы. Фальков также отметил, что многие университеты уже назначили проректоров по вопросам цифровизации. Важным аспектом при оценке больших госпроектов, таких как "Приоритет-2030" и "Передовые инженерные школы", становится цифровой показатель. Министр подчеркнул, что для достижения высоких результатов в цифровизации сферы науки и высшего образования необходимо объединение усилий государственных органов, вузов, институтов и индустриальных партнеров.
Проректор НИУ ВШЭ Елена Одоевская поделилась своим мнением, говоря, что цифровая трансформация в сфере науки и высшего образования представляет собой эффективный инструмент для обеспечения научного и технологического превосходства страны. Она также подчеркнула, что цифровые технологии позволяют проводить анализ больших объемов информации быстро и качественно, тестировать гипотезы в виртуальных лабораториях с применением искусственного интеллекта, а также формировать междисциплинарные исследовательские группы и развивать конкурентные условия для создания научных знаний.