Вы представитель учебного заведения? Вашей организации еще нет на нашем портале? Добавить учебное заведение

Нехватка учителей в сибирских регионах

Больше 1100 вакансий учителей были объявлены в школах Новосибирской области перед началом учебного года. По информации регионального министерства образования, это составляет всего 3,6 процента от общего числа учителей - следовательно, дефицит не такой уж значительный. Однако в школах признают наличие проблемы нехватки учителей и считают её острой. Учителя задают вопрос: зачем строить новые школы на бюджетные средства, если не будет, кто их заполнять? Возникает ощущение, что чиновники уделяют слишком много внимания инфраструктурным вопросам и упускают из виду человеческий фактор. Кажется, что именно учителя оказались не в центре внимания при масштабном национальном проекте "Образование", и их проблемы обсуждаются недостаточно, учитывая их важность. В Год учителя и наставника было ли достаточно событий, которые были бы по-настоящему значимыми и запоминающимися, связанными с учителями и образованием (не следует путать с формальными мероприятиями)?

Проблема престижа профессии учителя стоит на первом плане в учительском сообществе. Учителя с горечью отмечают, что масс-медиа долгое время распространяли негативные стереотипы о профессии учителя. Сейчас, по их мнению, ситуация начинает меняться, но этому требуется время.

Если перейти от философских рассуждений к конкретным фактам, то больше всего вакансий (36 процентов) открыто в школах Новосибирска, а не в районах области. Аналогичная ситуация наблюдается в Томске. Не хватает учителей по таким предметам, как математика, русский и иностранные языки. В Томске к этим специальностям добавляют также нехватку учителей начальных классов. Возникает идея, что проблему нехватки учителей начальных классов можно было бы решить, разрешив учителям начальных классов также работать в старших классах, преподавая, например, русский или математику. Это бы увеличило доход учителей и помогло бы покрыть потребность в учителях, особенно в сельских школах. Однако многие относятся к этой идее с сомнением, считая, что увеличение нагрузки на учителей может негативно сказаться на качестве образования.

Существуют и объективные причины дефицита учителей. В прошлом часто не хватало детских садов в российских городах. Однако сейчас с этой проблемой более-менее справились, и дети выросли, начали ходить в школы, что привело к увеличению потребности в учителях. Важным аспектом является также вопрос заработной платы. Говорят, что молодые учителя математики могут зарабатывать неплохо, занимаясь репетиторством, и возникает вопрос, зачем им идти работать в школу, где нагрузка и ответственность выше. Учитель в школе несет ответственность за уроки, воспитание, безопасность, выполнение Пушкинской карты, работу летом, участие в световозвращателях, организацию дополнительного образования, работу с детскими объединениями и участие в федеральных проектах - список обязанностей бесконечен. И вопрос в том, а сколько учителя за это всё получают? Средняя зарплата учителя в Томской области составляет 42 тысячи рублей, в Новосибирской области, согласно официальным данным, она превысила 50 тысяч, но агрегаторы вакансий указывают на меньшее значение, не достигающее и 30 тысяч. Крупные сервисы по поиску работы предлагают зарплаты в диапазоне от 30 до 70 тысяч рублей в месяц. Однако большинство склоняется верить в меньшие суммы.

Практически каждый директор школы сталкивается с проблемой дефицита учителей. В каких-то учебных заведениях ситуация более острая. Важно понимать, что решение этой проблемы требует системного подхода на уровне муниципалитетов, регионов и федерального уровня. Это вопрос будущего страны, поскольку подготовка специалистов для любых отраслей начинается со школы. Необходимо не только увеличивать зарплату учителей, но и повышать статус этой профессии, а также обеспечивать повышение их квалификации. Учителя-предметники должны иметь возможность общаться и сотрудничать с ведущими специалистами в своей области, чтобы поднимать уровень образования. Ученые и эксперты должны активно внедряться в систему школьного образования и способствовать развитию учебных программ. Работа над увеличением оплаты труда, повышением профессионального уровня педагогов и укреплением связи с передовыми научными разработками обязательно приведет к улучшению качества образования.

 

Другие новости образования