Госдума запускает эксперимент по социальной инженерии. Комитет по просвещения одобрил законопроект: девятиклассники, провалившие ГИА, смогут сразу пойти учиться на рабочую специальность — бесплатно и без потери года.
Инициатива, поддержанная вице-спикерами Викторией Абрамченко и Петром Толстым, выглядит как попытка решить две проблемы сразу: снизить напряженность вокруг неуспевающих школьников и закрыть растущий кадровый голод в рабочих профессиях. Перечень специальностей будут определять регионы — под нужды местной экономики.
Авторы настаивают: вместо того чтобы терять год в ожидании пересдачи, подросток сможет сразу получить профессию. После этого он сможет и пересдать экзамены для получения аттестата, и одновременно получить свидетельство о квалификации.
Критики наверняка усмотрят в этом риски создания «образовательного тупика» для неуспевающих детей. Но депутаты парируют — это шанс дать им альтернативную траекторию, особенно в регионах, где рабочие руки ценнее диплома о среднем образовании.
Решение выглядит прагматичным, но спорным. Вопрос в том, не станет ли эта инициатива механизмом для скрытого перераспределения человеческого капитала в пользу отраслей, испытывающих острый дефицит кадров, без должного внимания к реальным устремлениям самих школьников.